В театре имени Шкетана в Йошкар-Оле состоялась премьера спектакля «Мизантроп»
Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана в Йошкар-Оле все чаще радует и привлекает зрителей необычными постановками.
Так, 20 ноября в цех-зале театра состоялась премьера спектакля заслуженного деятеля искусств Марий Эл, режиссера Алексея Ямаева «Мизантроп» (16+). Постановка помогает погрузиться в напряженную атмосферу, где исследуются глубинные человеческие эмоции и конфликты.
О чем постановка?
Новый спектакль поставлен в жанре триллер по пьесе Алексея Житковского. В нем затронуто множество актуальных тем: насилие, конфликт поколений, отсутствие понимания между людьми, одиночество современного человека, возможность изменения через страх и покаяние, важность веры в жизни человека.
В спектакле два героя – представители разных поколений. Преподавателя Петра Ивановича Вяземского, которому почти пятьдесят, играет заслуженный артист Марий Эл Артем Асмаев, а 19-летнего гопника Пашку Разумова – Акпарс Иванов. Все действие происходит в подвале дачного дома. Но как и зачем персонажи там оказались?
Актеры отлично вжились в свои роли! Артем Асмаев действительно напоминал преподавателя вуза, причем не самого успешного, а уставшего. А Акпарс Иванов превратился в подлинного представителя дворовой шпаны.
А не про нас ли это?
По сюжету профессора Петра Ивановича Вяземского оскорбляет на улице хулиган. И именно это унижение приводит его к безумному поступку. Проследив за парнем-обидчиком, он похищает его и садит на цепь в подвале. Так начинается процесс перевоспитания молодого человека: через страх, боль и принуждение. Как говорит сам главный герой, он принимает на себя роль ангела, но не в привычном понимании – защитника, а ангела-мстителя, который борется с грехами, злом и грубостью, он стремится спасти хотя бы одну душу среди множества.
Через мучительство, как физическое, так и психологическое, Петр Иванович берет на себя «ответственность» исправить парня, который к своим 19 годам превратился в «быдло». «Эксперимент профессора» важно увидеть своими глазами и прожить внутренне каждое действие актеров.
«Все грани стерлись, я была с ними в подвале,» — поделилась одна из зрительниц после показа.
В спектакле «Мизантроп», на мой взгляд, многие смогут увидеть себя. Возможно, себя в прошлом или в настоящем. И в профессоре, и в мальчике-хулигане. К примеру, вспомните себя ребенком и подростком (как вспоминают об этом сами герои постановки) и ответьте себе на вопрос: все ли было там идеально, были ли вы образцовым ребенком, не врали ли вы, не брали ли чужое?.. А ведь, уверена, оплошности есть у всех, по крайней мере, у большинства. Здорово быть изначально «правильным», вежливым человеком. Но если «занесло» не туда, и хорошие методы, например, разговоры с близкими или педагогами о хорошем поведении не помогают? Что делать?.. Вот и «Мизантроп», как и сама наша жизнь, не дает ответов на сложные вопросы, а скорее ставит их.
Один из главных вопросов спектакля – «можно ли победить насилие насилием, через радикальные меры, во благо?» для меня оказался трудным… Честно, не могу ответить однозначно. Конечно, разумный человек должен сказать: «Нет! Все должно происходить через понимание, диалог и прощение». Но зачастую, как показывает практика, изменения и покаяния в жизни, к сожалению, приходят к нам через страдания, страхи и боль.
Исповедь и искренностЬ
В спектакле меня затронула тема признания незнакомому человеку. Этот момент уязвимости, когда персонажи открываются друг другу и даже в какой-то мере сближаются, затрагивает душу. Пашка обманывал маму, врал священнику, по-хамски относился к окружающим, выделывался перед сверстниками. А вот после пережитого в подвале «открылся» незнакомому Петру Ивановичу, который его запер в темном помещении… Искренне и со слезами показал, какой он там, в душе, что его мучает и сколько всего нехорошего он сделал в этой жизни… А ведь действительно, согласитесь, порой признаться в грехах и высказаться нам легче чужому человеку?
В своей постановке Алексей Ямаев акцентировал внимание и на теме веры в Бога. Именно это, по его мнению, помогло измениться герою спектакля Паше.
– Тему христианства мы укрупнили, потому что меня беспокоят такие вопросы. Вопросы прощения, гнева. Мы ведь окружены насилием, человек сам по себе жестокий, и что в таких ситуациях может помочь ему? Мне кажется, только вера, — поделился режиссер-постановщик. — В этой пьесе есть самое главное – изменения. Для меня было очень важно, что в нашем герое Павле произошел большой внутренний процесс – покаяние. И в финале он находит светлое среди всей той жизни, в которой он был, среди этого подвала, в этой жесткой ужасной истории, он меняется, возвышается. Именно через покаяние. Мы размышляем, что такое месть, что такое насилие, но самое главное: что в сердце?
Внутренний процесс покаяния главного героя Павла становится центральной темой, показывая, что даже в самых мрачных обстоятельствах есть надежда на трансформацию. Это важное послание о том, что каждый человек способен на изменения, если он готов столкнуться с собой.
Декорации, музыка, видео послужили мощным инструментом в создании атмосферы спектакля и в передаче эмоций персонажей.
Близость к зрителю
Хочется отметить сценографию и музыкальное оформление постановки. Они помогли усилить эмоциональное восприятие спектакля, создавая атмосферу напряжения и конфликта, передали мысли и чувства персонажей, делая их переживания более ощутимыми для аудитории.
А показ спектакля не на большой сцене, а в цех-зале сблизил всех участников действа: и актеров, и зрителей. Как отметил Алексей Ямаев, работа на малой сцене позволяет создать более интимную атмосферу, где зритель чувствует себя ближе к происходящему. Это действительно создает уникальную динамику взаимодействия между артистами и аудиторией, позволяя глубже погрузиться в психологию персонажей.
– Мне очень понравилось работать в таком формате, как в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина». И я подумал, что это интересная задача, когда малым составом мы ставим большую работу с точки зрения внимания зрителей. Мне очень нравится, когда зритель сидит рядом. Это большая работа для артиста, здесь не соврешь, – рассказал Алексей Ямаев после спектакля.
– На небольшой сцене играется по-другому, тут другой образ существования, домашняя атмосфера, зритель так близок, и не обманешь его, например, гримом: накрасил и показал, что старый. Я, например, специально даже бороду отрастил для спектакля, — поделился Артем Асмаев, сыгравший Петра Вяземского. — Вообще последний месяц я был настолько занят этой ролью, я жил ею и сейчас чувствую такое облегчение, что зритель увидел моего героя, я его выпустил. Думаю, кто придет на этот спектакль, не уйдет отсюда с пустыми мыслями.
Действительно, спектакль «Мизантроп» Алексея Ямаева – не просто театральное представление, а глубокое размышление о жизни, насилии, вере и возможностях изменения. Он точно должен оставить след в умах зрителей, независимо от возраста.
Следующий показ «Мизантропа» состоится 4 декабря.
P.S. В творческую команду вошли также сценограф Надежда Рукавишникова, за музыкальное оформление отвечает Григорий Архипов, за мультимедиа – Алексей Рыбаков.
Фото Ирги Козловой.