В Йошкар-Оле состоялась премьера балета Бориса Эйфмана «Красная Жизель»

В Йошкар-Оле состоялась премьера балета Бориса Эйфмана «Красная Жизель»

Автор: Марина Оленева

Эту постановку ждали, к ней готовились, ее предвкушали не только причастные к творческому процессу «оживления» шедевра на марийской сцене, но и все поклонники балетного искусства Йошкар-Олы.

Не побоюсь утверждать, что появление «Красной Жизели» стало грандиозным событием в культурной жизни нашей республики. Уже второй раз великий хореограф современности Борис Эйфман передает права на постановку своего спектакля театру оперы и балета им. Э. Сапаева. Случай беспрецедентный. Единственный не только в России, но и в мире, потому как творения Маэстро можно было ранее видеть исключительно в исполнении артистов его театра. Но благодаря многолетней творческой дружбе Бориса Яковлевича и Константина Иванова, заслуженного артиста России, художественного руководителя театра им. Э. Сапаева, заместителя Председателя Правительства – министра культуры, печати и по делам национальностей Марий Эл, уже два года йошкаролинцы и гости столицы имеют возможность наслаждаться невероятным «Русским Гамлетом», а теперь к нему присоединилось одно из самых совершенных творений мастера танца – «Красная Жизель».

Посвящение талантам

Премьера состоялась в Санкт-Петербурге в Театре балета Бориса Эйфмана в 1997 году. В 2015-м хореограф выпустил обновленную версию спектакля, и вот третью жизнь он обрел уже в Йошкар-Оле. Постановка посвящена Ольге Спесивцевой, одной из величайших балерин начала XX века, чья трагическая судьба неразрывно связана с самым переломным и кровавым временем для России – революцией 1917 года и последующими за ней тяжелыми переменами.

«Но это не иллюстрация биографии Спесивцевой, а попытка обобщить ее судьбу и судьбы многих талантов, вынужденных покинуть Россию, переживших трагический исход», — писал несколько лет назад Борис Эйфман. Но справедливости ради замечу, что, хотя на долю балерины выпало много тяжких испытаний и даже 20-летнее пребывание в клинике для душевнобольных, она покинула этот мир в возрасте 96 лет (!) в полном рассудке и твердой памяти.

Прежде чем поделиться личными впечатлениями от увиденного, скажу, что в балетах Эйфмана не участвует «живой» симфонический оркестр. Музыкальное сопровождение идет «на подборе» отрывков из произведений разных композиторов, причем это делает сам постановщик, и всегда поражаешься тому, насколько музыка соответствует настроению, тематике, стилистике действа. В «Красной Жизели» звучат произведения Чайковского, Бизе и… Шнитке. Звучат не просто как необходимое оформление, а как несущие важную смысловую нагрузку.

Люди и марионетки

История начинается в революционном Петрограде на уроке классического танца в Мариинском театре. Строгий Учитель, замечательно и тонко исполненный Иваном Мелехиным, среди своих учениц особенно выделяет ту, чьи совершенные движения воплощают его идеал прекрасного. Балерине (прима театра Кристина Михайлова) рукоплещет восхищенный зал, и в череде поклонников – Комиссар (ведущий солист Артем Васильев), представитель новой власти, вызывающий у героини одновременно ужас и влечение. Все, что происходит потом с нежной, трепетной, беззащитной, невероятно чувственной Балериной, можно назвать смерчем, цунами, тайфуном, который разрушил не только ее привычный мир, но и сильно пошатнул душевное равновесие.

«Красная Жизель» — балет, безусловно, в первую очередь психологический, но с политическим оттенком. «Красная вакханалия», в водоворот которой попадает героиня, ломает судьбы, отбирает жизни, вынуждает покинуть родную страну и приучаться жить на чужбине, где тоже счастья найти не суждено. Трагическая история, рассказанная языком танца, не оставляет никого равнодушным.

Зрители уже с первых сцен замирали в оцепенении, боясь лишний раз пошевелиться, чтобы ничем не помешать действу на сцене. Хореография Эйфмана особенная, сложная технически и содержит много абсолютно неклассических элементов, но при этом она «говорящая» настолько, что за каждым движением артистов ты как будто вдруг слышишь их диалоги или крик о помощи. Вот, кажется, Учитель говорит своей любимой ученице слова восхищения, а уже через мгновения в дуэте Комиссара и Балерины гармония академического танца меняется на угловатые, резкие жесты куклы-марионетки, и слышатся ее робкие мольбы о пощаде, при этом не лишенные потаенного желания дальше подчиняться жесткому кукловоду.

Браво! Браво! Браво!

Несомненно, все повествование в «Красной Жизели» пронизано глубоким драматизмом, но именно сцены мучительных отношений Комиссара и Балерины поразили необычайно. Талант драматического актера в Артеме Васильеве с каждой новой его работой раскрывается все больше. Гамлет, Спартак, Пьер Безухов уже заняли особое место в творческом багаже солиста. И вот еще одна победа.

У артиста редкий дар. Он умеет «говорить» со зрителем не только танцем, но и мимикой, глазами. Его Комиссар – не просто жестокий «властитель» нового мира, он – мужчина, сжигаемый страстью к прекрасной танцовщице, скрывающий это даже от самого себя. В итоге чувства на мгновение побеждают, и герой отпускает Балерину. Отрывает от себя безмерно тяжело. Болезненно. Не стану скрывать, в этот момент у меня впервые в жизни на балетном спектакле выступили слезы. Браво, Артист!

Великолепная, невероятно грациозная, воздушная Кристина Михайлова в «Красной Жизели», на мой взгляд, превзошла самою себя! Высочайшая техника исполнения сложнейших поддержек, дуэтов и сольных партий не позволяла ни на секунду оторвать от актрисы взгляд. Драматизм образа, стремительные смены настроения, мгновенный переход от классического балета к сложной эйфмановской пластике и, конечно, сцены с потерей рассудка сыграны не на пять, а на 25 баллов! А от финала, где в лабиринте зеркал уже безумная Балерина находит маленькую щель, чтобы через нее окончательно ускользнуть от тяжелой жизни, даже защемило сердце.

Объемно. Ярко. Полифонично

Исполнителю партии Партнера премьеру балета Итару Нада достался непростой персонаж. Молодой хореограф, в которого влюбляется в Париже главная героиня, не может ответить на ее чувства по причине своей нетрадиционной ориентации. Хотя он готов с нею только танцевать и дружить, мне показалось, что в конце спектакля сумасшествие Балерины немного изменило его пристрастия, и он был даже не против вернуться к привычным отношениям между мужчиной и женщиной. Надо отдать должное Итару Нада за этот прекрасно воплощенный образ, а Борису Эйфману за то, что весьма целомудренно «нарисовал» нестандартные мужские взаимоотношения.

Объема, яркости и полифоничности добавили балету массовые сцены. Потрясающие эпизоды разгула пролетарской толпы в Мариинском театре, дивертисменты салонных танцев чарльстона и фокстрота, прочие «развязности» заграничных нравов исполнены на самом высоком уровне. «Красная Жизель» не просто поражает воображение и затрагивает душевные струны, она, без преувеличения, вызывает гордость за наш театр, за солистов балета, которым, кажется, уже под силу самые невероятные и самые сложные хореографические полотна. Нет сомнения, что очередной шедевр украсит репертуар театра им. Э. Сапаева и доставит массу впечатлений поклонникам балетного искусства!

Фото Евгения Никифорова.