
ТЕАТР В ТЕАТРЕ, КИНОСЪЕМКА, ВЕРИЗМ: В ЙОШКАР-ОЛЕ ГОТОВИТСЯ ПРЕМЬЕРА ОПЕРЫ Р. ЛЕОНКАВАЛЛО «ПАЯЦЫ» В ПОСТАНОВКЕ СТЕПАНА ПЕКТЕЕВА
Оперой «Паяцы» в постановке Степана Пектеева 1 октября откроется фестиваль оперного искусства им. А. Эшпая. Спектакль обещает быть неожиданным, в какой-то степени даже эпатажным. В нем переплетутся не только драма, музыка, театр и кино, но и далекое будущее и глубокое прошлое…
Питерский режиссер, уроженец Йошкар-Олы, продолжатель известной творческой фамилии Степан Пектеев знаком театральному сообществу своим «неклассическим», экспериментаторским стилем постановок. «Йыван Кырла. Путевка в Жизнь», «FOLKS», «Зимняя сказка», «Гамлет. Машина. Цемент» уже смогли оценить зрители Йошкар-Олы. И вот — новая история. На этот раз нас ждет итальянская опера «Паяцы» в театре оперы и балета им. Э. Сапаева. Что это будет? Об этом – в интервью с автором новой версии классического произведения.
«ТЕАТР В ТЕАТРЕ»
— Степан, вы – режиссер драматического театра. И вдруг опера! Как такое случилось?
— Это случилось не «вдруг». У меня есть музыкальное образование, и всегда хотелось поработать еще в этой плоскости. Опера – это высшее проявление театра. В ней соединены и драматургия, и серьезная музыка. Масштабность действия тоже всегда привлекала. Разные названия крутились в моей голове долго, и вот в разговоре с Константином Анатольевичем (К.А. Иванов, руководитель регионального Минкультуры, худрук театра оперы и балета им. Э. Сапаева – прим.авт.) я предложил поставить «Паяцев» Леонкавалло. Замысел зрел долго, и в апреле приступили к его воплощению. В результате возникла «своя» история на основе классического произведения. Это будет авторское прочтение оперы с дополнительными сюжетными линиями. Но на самом деле мы недалеко ушли от оригинала.

Иногда одну сцену приходится «оттачивать» долгое время. Фото Е. Никифорова.
— Вы сказали, что недалеко ушли от оригинала. Хотелось бы понять, насколько недалеко?
— По сути все останется то же самое, единственное большое отличие состоит в том, что в оригинале в деревню приезжает бродячая труппа и дает спектакль перед местными жителями, в нашей истории – это не театральная труппа, а современная киногруппа, снимающая эпический художественный фильм, где главный персонаж Канио станет кинорежиссером, но и артистом останется тоже. Еще возникла необходимость в дополнительных, вновь сочиненных сценах. Появится образ отца Канио, который показывает сыну на примере игрушечного театра, как можно играть человеческими судьбами. Это увлечение и привело его в итоге к трагедии и убийствам. Действие «Паяцев» мы перенесли в наши дни, но у нас будут обращения и в далекое будущее и глубокое прошлое. Собственно, эта драматическая история о ревности, предательстве, страстях развернется где-то посередине. Своеобразный «театр в театре». Леонкавалло ведь об этом и писал.

Современные Паяцы легко будут перемещаться из будущего в прошлое и наоборот. фото Е. Никифорова
«КИНООПЕРА» ЕЙ ИМЯ
— В этой постановке будет сочетаться опера, драматический театр и кино. И все это в режиме онлайн. Как удалось все это соединить?
— В опере много за артиста делает музыка. Поэтому было важно добиться баланса между музыкальной и драматургической составляющей. «Паяцы» — яркий пример веризма, популярного направления в искусстве конца ХIХ века, в котором реализм и натурализм выходит на первый план, возникает необходимость в режиссерском прочтении текста. В нашем спектакле помимо театральных приемов много чисто «киношных», когда артистам нужно более точно «держать марку», чувствовать границы: полшага туда – сюда, и он уже не входит в кадр. Это будет довольно сложная медиа-опера, на афише мы ее даже назвали «кинооперой». Камера не прощает огрехов игры. Находясь в ее объективе, нельзя «наигрывать» совсем, она сразу «продаст с потрохами». Мне было важно добиться от артистов, чтобы зритель верил им и, глядя на сцену из 10 ряда, и видя крупный план на экране, то есть верил в реальность происходящего.

Обычное место современного театрального режиссера. Фото Е. Никифорова
— Как вам кажется, актерам работалось с вами легко или приходилось, возможно, переступать через себя?
— Вопрос серьезный. В двух словах и не скажешь. И через себя приходилось переступать в какие-то моменты, и отдаваться на 200 %. Это же не фотография, а «живой» процесс. Мы проводим огромное количество времени вместе, ошибаясь, делая порой бесполезную работу, ставим сцену, а потом полностью ее переделываем. Вместе переделываем. И это очень важно.
«Я ЗНАЮ, КАК ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ…»
— Над спектаклем работает довольно большая команда. Это местные специалисты или из Санкт-Петербурга?
— Помимо художника-постановщика Арины Слободяник из Санкт-Петербурга, а также художника по костюмам Ксении Бондаренко, в спектакле принимает участие в качестве оператора-постановщика Андрей Огородников, известный в Марий Эл кинорежиссер, сценарист, кинооператор, уроженец Козьмодемьянска, и Владислав Григоров, который работает с видеоконтентом. Он тоже из Питера.

Оператор-постановщик будущей кинооперы — Андрей Огородников. фото Е. Никифорова
— Не могу не спросить, какому зрителю вы адресуете вашу «кинооперу»?
— А занимаюсь театром, который адресован сегодняшнему зрителю. Ему может быть 16, а может быть и 84. Это неважно, важна внутренняя открытость для восприятия нового. Самое страшное, на мой взгляд, приходить в театр в состоянии «я знаю, как все должно быть». В этот момент и случаются неоправданные ожидания, потому что театр – не музей.
— Что ж, уже жду с нетерпением 1 октября. Вам, всей команде и артистам удачи!
— Спасибо! Приходите на «Паяцев». Надеюсь, впечатлений будет много!
Оригинал https://www.marpravda.ru/news/religiya/teatr-v-teatre-kinosemka-verizm-v-yoshkar-ole-gotovitsya-premera-opery-r-leonkavallo-payatsy-v-posta/